Главная » Файлы » Религии и технологии прошлого. » Буддизм.

Кхадро Сантье. Как медитировать. Книга. Скачать и читать бесплатно.
[ · Скачать удаленно (713.0Kb) ] 07.10.2009, 14:04

Статья приложение.

Во всех этих делах нет ничего дурного. В отношениях и имуществе нет ничего плохого. Весь вопрос в том, что мы полагаем, будто все эти вещи обладают изначальной способностью удовлетворять нас, так как они и есть причина счастья. Но они не обладают такой способностью, потому что скоротечны. Все, созданное природой, постоянно меняется и в конечном итоге исчезает, а именно наше тело, друзья, все имущество, окружение. Наша зависимость от недолговечных вещей и привязанность к приносимому ими зыбкому счастью вызывает только разочарование и печаль, а не удовлетворение и самореализацию.

Мы искусственно вызываем счастье с помощью внешних вещей, но оно не дает нам подлинное довольство и свободу от наших тягот. Это очень мелкое счастье, ненадежное и мимолетное. Я не хочу сказать, что ради обретения счастья мы должны бросить друзей и имущество. Вместо этого нам нужно отказаться от искаженного восприятия вещей и несбыточных ожиданий в отношении того, что они способны дать нам.
Мы не просто считаем вещи вечными и способными удовлетворить нас, в корне наших трудностей лежит наш изначально неверный взгляд на реальность. Мы инстинктивно полагаем, что люди и вещи существуют сами по себе, независимо друг от друга, что у них есть изначальная природа, что им свойственна некая материальность. Мы думаем, будто вещи обладают определенными качествами, присущими им от природы, что они сами по себе хорошие или плохие, привлекательные или отталкивающие. Нам кажется, будто эти качества свойственны самим предметам, абсолютно независимо от нашей точки зрения.
Например, мы полагаем, что шоколад по самой своей природе очень вкусный, а успех по самой своей природе приносит человеку удовлетворение. Но нет сомнений в том, если бы это было правдой, тогда шоколад и успех всякий раз неизменно приносили бы людям удовольствие и удовлетворенность, и все мы одинаково ощущали бы эти явления.
Наше ошибочное представление глубоко укоренено в нас и имеет характер привычки. Оно окрашивает все наши отношения и дела. Возможно, мы редко задаемся вопросом о том, такой ли в действительности предмет, как мы воспринимаем его. Но когда мы обретем реальную картину мира, нам станет ясно, что мы видим мир однобоко и искаженно, что плохие и хорошие качества, которые мы замечаем в явлениях, на самом деле созданы и проецированы нашим же умом.
Согласно буддизму, существует долговечное, прочное счастье, и у всех людей есть возможность обрести его. Причины счастья заключены в нашем уме, и каждый человек может практиковать методы обретения счастья, причем при любом стиле жизни, то есть живя в большом городе, с восьмичасовым рабочим днем, зарабатывая деньги на содержание семьи, развлекаясь в выходные дни.
Практикуя эти методы (медитацию), мы можем научиться быть счастливыми когда угодно и где угодно, пусть даже в трудных и неприятных ситуациях. В конечном итоге мы сможем освободить себя от таких трудностей как неудовлетворенность, гнев и тревожность, а потом, осознав природу вещей, мы полностью устраним сам источник всех смущающих состояний ума, чтобы они больше никогда не возникали.
Что такое ум?
Ум, иными словами сознание, это сердце буддистской теории и практики. На протяжении последних двух с половиной тысяч лет люди, практикующие медитацию, исследуют ум и пользуются им в качестве средства избавления от неудовлетворительной жизни и достижения совершенного покоя. Говорят, человек обретает всякое счастье, мирское и высшее, когда понимает свой ум и превосходит его.
Ум призван направлять на познание и переживание мира нефизическую энергию, которая и есть сама осознанность. Эта энергия пребывает в природе в чистом виде и отражает все переживаемое ею, как спокойная гладь озера отражает окружающие горы и леса.
Ум каждое мгновение изменяется. Это не имеющий начала непрерывный поток, подобный никогда не мелеющему ручью: предыдущий ментальный миг создает настоящий ментальный миг, который в свою очередь вызывает следующий ментальный миг, и так далее. Умом называют совокупность сознательных и бессознательных переживаний. Каждый из нас представляет собой центр мира мыслей, идей, чувств, воспоминаний и грез - все это и есть ум.
Ум это нефизическое явление, у которого есть мысли и чувства, он и есть эти самые переживания. Ум нематериален, поэтому отличается от тела, но несмотря на это ум и тело обладают взаимосвязью и взаимозависимостью. Ум, сознание, в нашем теле управляется тонкой физической энергией, которая также контролирует наше движение и осуществляет жизненные функции. Эта связь объясняет, например, почему физическая болезнь, иначе говоря телесный недуг, способна воздействовать на состояние ума и почему в обратной ситуации умственная установка может исцелить физические болезни.
Ум можно сравнить с океаном, а скоротечные ментальные события вроде счастья, раздражения, фантазий и скуки - с волнами, которые возникают и угасают на поверхности океана. Как волны могут стихать, проявляя безмятежность океанских глубин, вот так же можно и успокоить вихри ума, чтобы проявить его природную девственную чистоту.
Ум сам способен успокоить самого себя, а ключ к уму и есть медитация.
Что такое медитация?
Покорить ум и научить его правильно понимать реальность - задача не из легких. Для этого необходим медленный и поступательный процесс, состоящий из слушания ума с объяснением его поведения и природы вещей, размышления об уме и внимательного анализа информации, а завершается процесс преображением ума посредством медитации.
Ум можно подразделить на чувственное сознание, а именно зрение, слух, обоняние, вкус и тактильное ощущение, и на ментальное сознание. Ментальное сознание простирается от самых грубых ощущений гнева и желания, и до, например, тончайшего уровня полной безмятежности и чистоты. Ментальное сознание включает в себя интеллектуальные процессы, чувства и эмоции, воспоминания и сновидения.
Медитация есть деятельность ментального сознания. Это значит, что одна часть ума исследует, анализирует и взаимодействует с остальным умом. Медитация может принимать множество форм: направление фокуса внимания на внутренний предмет, попытка понять некую личную трудность, излучение доброжелательности и любви ко всему человечеству, молитва к объекту поклонения или установление связи с внутренней мудростью. Высшая цель медитации заключается в том, чтобы пробудиться к самому тонкому уровню сознания и воспользоваться им для обнаружения реальности, непосредственно и интуитивно.
Эта прямое, интуитивное осознание природы вещей считается просветлением и конечным результатом практики буддистов Махаяны. А достичь просветления нужно (и в этом движущая сила всех практик) для того, чтобы потом помочь освободиться и другим существам.
Тибетский термин (sgom), означающий медитацию, буквально переводится как "познавать". Существует множество разных техник медитации, и ум обладает множеством секретов, которые нам следует познать. У каждой техники есть свои особые функции, своя польза. Все медитации разработаны так, чтобы научить ум воспринимать реальную картину мира.
Возможно, лучше всего начать со слов о том, чем медитация не является, потому что вокруг медитации скопилось много домыслов и слухов. Прежде всего, медитация это не просто сидение в определенной позе или особое дыхание, а состояние ума. Хотя лучший результаты обычно появляются, когда мы медитируем в тихом месте, мы можем также практиковать медитацию, когда работаем, идем по улице, едем в автобусе или готовим обед. Один тибетец, практиковавший медитацию, осознал пустоту, когда рубил дрова, а другой тибетец сумел добиться концентрации сознания, когда убирал комнату учителя.
Сначала мы учимся развивать медитативное состояние ума в формальной сидячей практике, но как только мы добились в этом успеха, мы можем выбрать более свободный стиль, стать более творческими, можем вызывать это умственное состояние когда угодно и где угодно. К тому времени медитация становится уже образом жизни.
Медитация не представляет для западного ума нечто чуждое или непригодное. В разных культурах практикуют разные методы, но во всех человеческих сообществах царит общий принцип ума, и этот ум просто познает различные стороны самого себя. Ум каждого человека, восточного или западного, обладает одинаковым набором основных элементов, одинаковым опытом, одинаковыми главными трудностями и одинаковыми возможностями .
Медитация это не бегство от действительности. По сути, это абсолютная честность перед собой, ведь мы ясно видим то, что представляем собой, и работаем с этим, чтобы стать более положительными и полезными для себя и других людей. Существуют как положительные, так и отрицательные стороны ума. Отрицательные стороны (расстройство ума, или более мягкое определение - его заблуждения) включают зависть, гнев, желание, гордость и прочие подобные черты. Все это возникает из-за нашего неправильного понимания реальности и привязанности к привычной манере воспринимать картину мира. С помощью медитации мы можем осознать свои ошибки и настроить ум на более реалистическое, честное мышление.
Конечная цель, просветление, реализуется спустя длительный период времени. Но медитации, выполняемые с такой целью в уме, довольно скоро приносят громадную пользу. По мере того как смягчается наша застывшая картина реальности, мы развиваем свой более положительный и реалистический образ и, следовательно, все полнее расслабляемся и уменьшаем свою тревожность. Мы учимся питать все меньше нереалистических ожиданий по отношению к окружающим людям и вещам, поэтому реже разочаровываемся, ведь наши отношения улучшаются, а жизнь становится все более упорядоченной и приносит нам все больше удовлетворения.
Но помните о том, что застарелые привычки умирают с большой неохотой. Довольно трудно просто осознать свой гнев и ревность, гораздо меньше усилий приходится на то, чтобы пустить вспять старый знакомый поток чувств или проанализировать причины и результаты этих чувств. Преображение ума это медленный и постепенный процесс. Так мы мало-помалу освобождаемся от инстинктивных вредных привычек и познаем привычки, которые непременно приносят положительные результаты как нам, так и другим людям.
Существует множество техник медитации, но всех их можно поместить в две категории, а именно уравновешивающие и аналитические медитации.
Уравновешивающая медитация.
Вообще-то, медитацией этого типа пользуются для развития того, что называют точечной концентрацией, необходимым предварительным условием для любого длительного озарения. Цель такой медитации заключается в концентрации на объекте (дыхании, природе своего ума, какой-то концепции, воображенном образе), причем без перерыва.
Непрерывная концентрация это полная противоположность обычного состояния ума. Если вы будете пусть совсем недолго смотреть во внутренний мир, то заметите, что ваш ум мечется от одного объекта к другому, а именно к мысли о неком поступке, который вы совершите позднее, звуку на улице, к произошедшему ранее событию, физическому ощущению, чашке кофе. Нам никогда не нужно давать команду уму думать или чувствовать. Ум всегда занят какими-то делами, он всегда куда-то спешит, задействовав собственную энергию.
С таким растерянным и неуправляемым умом мы вряд ли достигнем успеха в каких-то делах, пусть мы запоминаем телефонный номер, готовим обед или ведем дела в конторе. Разумеется, без концентрации успеха в медитации достичь невозможна.
Уравновешивающая медитация нелегка, но она важна для того, чтобы контролировать ум. Хотя подлинную точечную концентрацию развивают люди, занимающиеся медитацией весь день напролет, нам не нужно удаляться в горы для того, чтобы ощутить пользу такой медитации, ведь даже в обыденной жизни мы способны развить хорошую концентрацию, регулярно уделяя десять или пятнадцать минут в день уравновешивающей медитации, фокусируя ум на одном предмете и избавляясь от остальных мыслей. Так в нас сразу же возникает обширный простор, и мы получаем возможность яснее воспринимать работу своего ума как во время медитации, так и в течение остального дня.
Аналитическая медитация.
Медитация этого типа развивает творческую, интеллектуальную мысль и является ключевой в нашем развитии, ведь первым шагом в обретении настоящего озарения будет как раз концептуальное понимание природы вещей. Концептуальная ясность преображается в крепкую убежденность, которая в сочетании с уравновешивающей медитацией приносит нам непосредственное и интуитивное знание.
Однако даже еще прежде чем мы сможем "познать природу вещей", мы должны в первую очередь выявить свои неверные концепции. Пользуясь ясным, пронзительным, аналитическим мышлением, мы устраняем сложности своих отношений и поведения. Постепенно мы можем уничтожить те мысли, чувства и мысли, которые повинны в нашем несчастье и бедах других людей, и вместо них взращивать мысли, чувства и представления, которые приносят счастье.
Таким образом, мы познаем реальность, например, причины и следствия, ведь наши нынешние переживания представляют собой результат наших прошлых действий и причину наших будущих переживаний, или познаем тот факт, что все на свете нуждается в неотъемлемой природе. Мы можем медитировать поступательно на пользу терпения и вред гнева, на ценность развивающегося сострадания и доброту других людей.
С одной стороны, сессия аналитической медитации интенсивно обучает человека. Однако уровень концептуальной мысли, которого мы можем достичь во время этих медитаций, тоньше, и, стало быть, имеет больше возможностей, чем наши мысли в течение обыденной жизни. Наши чувства не подвергаются шквальной информативной бомбардировке, поэтому мы способны концентрироваться точнее и развивать отточенную чувствительность в отношении работы своего ума.
Уравновешивающая и аналитическая медитации дополняют друг друга, и их часто используют вместе во время одной сессии. Например, медитируя на пустоту, мы анализируем объект (пустоту), используя информацию, которую услышали или прочли, как и собственные мысли, чувства и воспоминания. В какой-то момент возникает интуитивное переживание объекта или некая убежденность. Тогда мы должны перестать мыслить и как можно дольше сосредоточивать внимание только на ощущении. Нам следует направить все силы своего ума на переживание. Когда ощущение исчезает, мы можем или продолжить анализ или закончить сессию.
Этот метод сочетания двух типов медитации в буквальном смысле объединяет ум с объектом и медитацией. Чем сильнее наша концентрация, тем глубже будет наше озарение. Нам нужно постоянно повторять этот процесс в отношении всего, что мы хотим понять, чтобы превратить свое озарение в подлинное переживание.
Уравновешивающие медитации - например, дыхательные, будут проходить лучше, если мы воспользуемся каким-то действенным анализом. После того как мы сели, нам следует начать медитацию с изучения состояния своего ума и очищения побудительного мотива к выполнению практики, а такой анализ подразумевает аналитическое мышление. Во время самой медитации мы можем счесть концентрацию невероятно трудной. В таком случае следует несколько минут анализировать трудность, а потом снова вернуть ум к дыханию. Иногда во время медитации полезно то и дело контролировать ум, чтобы убедиться в том, что он не грезит наяву, а выполняет то, что ему предписано.
В своей книге я разделила медитации на четыре категории. Первая категория "медитации на ум" содержит три техники, помогающие развить осознание самого ума. Дыхательная медитация (которую часто называют медитацией осознанности) это первая уравновешивающая практика, в которой дыханием пользуются в качестве объекта концентрации. Я советую новичкам начать именно с этой практики, поскольку она успокаивает ум и учит нас яснее воспринимать его работу.
Другие медитации в этой категории призваны развивать человека, чтобы он осознал чистую природу ума, отсутствие в уме начала и конца. Все техники включают одновременно успокоение и анализ.
Следующая категория "аналитические медитации" предлагает семь техник исследования и анализа наших предположений в отношении природы вещей, жизни, смерти, страдания и сострадания. И наконец, эти техники советуют, как обращаться со своей отрицательной энергией в обыденной жизни. Если вы просто учитесь успокаивать ум с помощью, скажем, дыхательной медитации, то можете и не ощутить свою готовность затронуть какие-то иные вышеозначенные материи в формальной медитации. Однако простое прочтение этой части книги уже дает вам достаточно пищи для размышления.
Следующая категория называется "медитации визуализации". Эти шесть техник визуализации сходны с практиками Ваджраяны, все они сочетают покой и анализ.
Заключительная категория главного раздела книги называется "практики преданности". Они включают несколько медитаций, таких как молитвы и другие практики.
Важно двигаться медленно и осваивать новые методы, только когда вы готовы к ним. Бессмысленно пытаться выполнять медитации, которые кажутся вам чуждыми, сложными или назначение которых не ясно вам. Лучше придерживаться одного или двух методов, пользу которых вы действительно можете ощутить.
Все в этой книге призвано служить духовному росту, способствовать вашему продвижению по широкому и глубокому пути. Благодаря внимательному и терпеливому обучению и практике вы научитесь ценить связь, которая соединяет эти практики между собой, а потом их совокупность со всем духовным путем.
 
Часть 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ МЕДИТАЦИИ
Советы начинающим.
Регулярная практика.
Для того чтобы ощутить пользу медитации, необходимо практиковать регулярно. Здесь, как и в любом другом виде деятельности, невозможно добиться успеха до тех пор, пока мы не отдадим медитации всю свою энергию без остатка. Попытайтесь медитировать каждый день или хотя бы несколько раз в неделю. Если вы несколько месяцев проведете без медитации, то потеряете форму и при новой попытке обнаружите, что вам труднее погружаться в медитацию. В вашей практике неизбежно будут наступать периоды, когда вы будете меньше всего хотеть заниматься медитацией, но все равно медитируйте, пусть даже несколько минут. Такие сессии зачастую оказываются наиболее эффективными.
Место для медитации.
Лучше всего для сессий медитации выделить особую комнату или угол. Положите подушку на пол и сядьте на нее, на кровать, на диван или на стул с прямой спинкой. Поставьте перед собой столик или низкую скамейку. На них будут лежать те или иные книги для ваших медитаций.
Сделайте это место как можно более удобным и приятным. В комнате для медитаций должно быть тихо и чисто, вы рады бывать здесь, и в идеале в таком месте вас не легко вывести из себя.
Если хотите, можете устроить поблизости алтарь, на котором будут стоять, например, вдохновляющие вас образы или свечи, благовония и другие подношения. Все дело в том, что вы должны окружить себя вещами, которые способствовали бы настолько благотворной медитации, что вам не терпелось бы вернуться.
Выбор практики.
Хорошо начать с одной из дыхательных медитаций. Они идеальны для того, чтобы успокоить ум и начать развивать в себе понимание собственных мыслей и чувств. Покой и понимание это основные составляющие успешной медитации любого типа.
Как только вы ознакомились с медитациями, вам следует выбрать практики, которые наилучшим образом согласуются с вашим темпераментом и наклонностями. И помните о том, что каждая техника это противоядие от определенной трудности. Например, если вы склонны гневаться, вы должны медитировать на терпение, доброту и любовь. Если вас смущает сильное желание и привязанность, тогда вы можете медитировать на недолговечность, смерть или страдание. Если вы чем-то подавлены, тогда вы можете медитировать на ценность и громадные возможности своей человеческой жизни.
Однако, если ваш ум безмятежен, тогда вы можете практиковать развитие концентрации с помощью, скажем, техники визуализации, которая пришлась вам по душе, или углублять свое понимание природы реальности, медитируя на пустоту.
Если вы ясно ощущаете пользу практик преданности, то можете объединить в своей практике земные поклоны и молитвы.
Все это призвано дать вам только общее наставление. С помощью практики вы узнаете, что и когда вам делать. Однако важность наставничества опытного человека, практикующего медитацию, переоценить невозможно.
Короткие сессии.
Поначалу лучше всего медитировать короткими периодами, по десять, тридцать минут, и заканчивать свою сессию, когда у вас ум и тело все еще ощущают уют и бодрость. Если же вы станете заставлять себя медитировать слишком долго и будете вставать с подушки с ноющим телом и смущенным умом, тогда в следующий раз вам уже не будет интересно садиться медитировать. Медитация должна стать вашим удовлетворением и приятными переживаниями, а не бременем.
Вы должны заранее решить, какой период времени вы отведете на медитацию, и строго соблюдать его, даже если вы делаете в медитации успехи. По мере развития своего мастерства вы можете поступательно увеличивать длительность сессии.
Будьте расслабленными, но бдительными.
Ум и тело должны ощущать расслабленность и уют во время всей сессии. Вы можете расслабить ум, твердо решив оставить позади все трудности, тревоги и заботы внешнего мира и погрузиться в безмолвие своего внутреннего мира. Вы поможете себе, если вспомните прошлые переживания покоя и удовлетворения, а потом перенесете то же ощущение на место своей медитации.
Медитация на дыхание может также принести какие-то результаты. Если вы наблюдаете за мягким, естественным ритмом дыхания и избегаете отвлекающих вас мыслей, тогда состояние вашего ума постепенно становится спокойным и ясным. Но не засыпайте! Оставайтесь бдительными. Замечайте все мысли, образы, чувства и ощущения, которые возникают в вашем уме, не вовлекаясь в них. Акцент вашего внимания должен не удаляться от дыхания или от другого избранного вами объекта медитации.
Физическому расслаблению может способствовать практика таких дисциплин как хатха йога, тай цзи, кум нье или другие методы устранения стресса. Почти во всех крупных городах людям доступны литература об этих техниках и соответствующие курсы. Любые применяемые вами способы снятия физического напряжения и развития своей способности сидеть в медитации станут ценным добавлением к вашей практике.
Ничего не ожидайте.
Все мы хотим обрести счастье и душевный покой, чтобы трудности обходили нас стороной, поэтому так естественно желать получать приятные переживания во время медитации. Но такие ожидания далеко не всегда осуществляются, они скорее помешают вашему развитию. Ум это сложное и постоянно меняющееся явление. Сегодня у вас может получиться спокойная и радостная медитация, а завтра ваша медитация будет испорчена внутренней суетой и рассеянностью. Такие вещи совершенно нормальны, и они не должны вызывать в вас тревогу или заведомое ожидание неудачи. Будьте готовы ко всему и не смущайтесь, что бы ни происходило. Самые неприятные и болезненные переживания могут стать самыми ценными в отношении роста вашей мудрости.
Удовольствуйтесь тем, что вы прикладываете усилие ради медитации и преображения своего ума, что по сути уже и есть медитация. Стоит вам попытаться, и вы поймете, как вы ошибались, полагая, что не сможете медитировать. Со временем результаты обязательно появятся. Не падайте духом, если спустя пару недель вам все еще никак не удается добиться хорошей концентрации. Будет лучше, если вы наберетесь терпения на годы. Привычки, скапливающиеся в нас в течение всей жизни, устраняются не сразу, а в результате постепенного воспитания новых привычек. Итак, отпустите себя. Осознайте свои способности и ограничения и развивайте свою медитацию соответственно им.

Категория: Буддизм. | Добавил: Arosh | Теги: книга, метод, ссылка, онлайн, читать, лучший, человек, развитие, религия, философия
Просмотров: 817 | Загрузок: 228
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]